"Татнефть" посчитала убытки // от разработки природных битумов
16 мая 2008 года

По предварительным оценкам специалистов «Татнефти», проект разработки и добычи природных битумов при нынешних таможенных пошлинах принесет компании одни убытки. Татнефть занялась этим проектом в 2006 году, исполняя решение Совета безопасности РТ с целью поддержания ежегодных объемов добычи углеводородов в республике на уровне 30 млн т в условиях сокращения запасов нефти. Сейчас компания ведет опытную разработку битумов на Альшачинском месторождении и добыла 7 тыс. т сырья.

Как рассказал вчера начальник управления по методам увеличения нефтеотдачи пластов «Татнефти» Александр Фролов на заседании круглого стола, посвященного вопросам и перспективам разработки месторождений тяжелой нефти в России, организованного с участием ИД «Коммерсантъ», при условии достижения к 2020 году максимальной годовой добычи в 3,5 млн т за 40 лет, взятых для расчетов, компания планирует добыть около 71 млн т природного битума. Общий объем инвестиций в освоение месторождений ожидается в 87,4 млрд руб., а себестоимость одного барреля синтетической нефти оценивается в $42. По словам господина Фролова, при расчетной цене нефти в $80 за баррель и дорожного битума в 9,133 тыс. руб. за т с использованием льгот только по НДПИ, проект будет неокупаем, общий убыток за 40 лет составит 34,2 млрд руб.


--------------------------------------------------------------------------------
Ъ В Татарстане 68 битуминозных месторождений с ресурсами 397 млн т. Доказанные геологические запасы составляют 74 млн т (12 месторождений), из них предварительно разведано 52 млн т. «Татнефть» имеет лицензии на 21 месторождение с запасами в 41,5 млн т.
--------------------------------------------------------------------------------

Согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РТ», «Татнефть» может рассчитывать также и на региональные льготы, а именно на снижение налога на прибыль с 17,5% до 13,5%, налога на имущество с 2,2% до 0,1% и обнуление платы за землю. «Эти льготы вкупе с финансированием геологоразведочных работ из бюджета РФ (предварительная оценка 0,85 млн руб.), а также финансированием объектов внешней инфраструктуры на добычу и переработку битумной нефти из Инвестиционного фонда (предварительная оценка 12,2 млрд руб.) улучшат финансовые показатели проекта, сокращая убыточность до 8,8 млрд руб., но не сделают его коммерчески выгодным», — говорит Александр Фролов. В связи с этим «Татнефть» активно лоббирует стимулирование освоения битумных месторождений и просит обнуления ставки вывозной таможенной пошлины для синтетической нефти. «При условии, что государство пойдет на такой шаг, срок окупаемости нашего проекта составит 13 лет, рентабельность — 26%, а дисконтированный поток наличности за этот период — 20,5 млрд руб.», — заключил он. В то же время отмена пошлины снизит доход государства за 40 лет с 67,8 млрд руб. до 21,8 млрд руб.

«Без финансовых вливаний накопленный опыт и дальнейшие научные исследования будут сведены к нулю», — поддержал представителя «Татнефти» участвовавший в круглом столе премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

Между тем к проекту «Татнефти» интерес проявяют две иностранные компании — Shell и Chevron. В сентябре 2007 года «Татнефть» и Shell заключили соглашение о принципах стратегического партнерства в освоении месторождений сверхвязкой нефти . Само же соглашение с инвестором, по словам премьер-министра РТ Рустама Минниханова, на сегодняшний день не подписано. По словам источника „Ъ“, близкого к переговорам, «Татнефть» и Shell пока не могут договориться об условиях создания СП. Татарстанскую нефтяную компанию не устраивают предложения Shell о передаче будущему СП действующих лицензий. «Татнефть» готова его допустить на свои месторождения лишь на основе операторского соглашения. Вчера председатель концерна Shell в России Крис Финлейсон сообщил журналистам, что дискуссия о создании СП продолжается. «Этот вопрос был поднят и сегодня, но конкретных сроков создания СП нет, — заявил он. — Разработка ТЭО проекта закончена, сейчас стороны согласовывают юридические и экономические вопросы». При этом господин Финлейсон обозначил первоначальный объем инвестиций в проект — $100-200 млн и высказал предположение, что стороны будут иметь равные доли в СП.

Господин Финлейсон разделяет озабоченность «Татнефти» рентабельностью проекта и поддерживает ее инициативу об обнулении вывозных пошлин на синтетическую нефть. «Финансовые стимулы обязательно должны присутствовать», — считает он. В то же время, по информации источника, Shell, понимая, что получение льгот на пошлины может затянуться, готов начать финансирование разработки сразу после создания СП.

Эксперты затрудняются прогнозировать, получит ли «Татнефть» желаемые льготы на федеральном уровне. «Учитывая, что проект предусматривает не только налоговые льготы, но и претендует на госинвестиции из бюджета на геологоразведку и Инвестиционного фонда РФ на инфраструктуру, он может встретить некоторое сопротивление планам обнуления пошлин», — считает аналитик компании «Финам» Константин Рейли. Однако он полагает, что на волне федерального курса на снижение налогового бремени для нефтяных компаний «Татнефти», возможно, удастся пролоббировать налоговые льготы для своего проекта.

Юлия Гараева, "Ъ - Волга-Урал"